Выставки Кому и зачем они нужны

«Потянула она меня на вернисаж. В музей. На выставку, значит. Замучился-замучился, замучился-замучился! Горячего нет. Нет горячего! В «Третьяковке» хоть солянка была! А на этом вернисаже – одна минеральная!!! И сыр. И тот весь загнулся!» (Аркадий Райкин, «В греческом зале»)
Для большинства из нас слово «вернисаж» неразрывно связано с одноименной песней: «На вернисаже как-то раз случайно встретила я вас...» и так далее. История небольшого романтического приключения, трогающая душу. И такое культурное слово «вернисаж» – оно завораживает, настраивает на нечто необычное, не так ли? И верно, персонажи песни вращаются среди картин, изучают их, но не находят там то, что хотели увидеть.
Почему вдруг такая, можно сказать, художественная обстановка? Да потому, что вернисаж – это торжественное открытие выставки. И на него раздают приглашения, там собирают художников, критиков, прессу, телевидение, фоторепортеров – всех, кто может толково высказаться об экспонатах, кто может сделать рекламу, дать заказ художникам, кто может профинансировать такую выставку в будущем.
Естественно, здесь же – родные и близкие, потому что открытие выставки – это достаточно заметное событие в жизни каждого художника. Даже маститого и заслуженного, обладателя званий и наград.
История умалчивает, кто первый провел такого рода показ. Скорее всего, это был любитель искусства, который жаждал похвалиться своим собранием. Сначала зрителями были его семейные, потом ближний круг знакомых, а с течением времени (видимо, с ростом желания облагодетельствовать подданных) – и простые смертные.
Сегодня выставки нужны прежде всего художникам, которые хотят денег и славы. А для завоевания славы и получения денег – надо продавать. А чтобы продавать – надо свои произведения где-то показывать.
Выставки нужны любителям искусства, которые хотят (и могут) украсить свой быт (или пополнить свои коллекции). Для них выставки – это знакомство и с новыми произведениями знакомых художников (под словом «художник» в данном случае понимается и скульптор, и график, и живописец), и с новыми художниками.
И наконец, выставки нужны массе людей, у которых нет больших возможностей, но которые любят прекрасное.
Можно говорить о просветительской роли выставок, о воспитании художественного вкуса, об образовательной функции выставочной работы – все это имеет место.
Организация выставки включает в себя несколько моментов. Первое – место. Можно устроить выставку под открытым небом (такое делается для скульптур, например). Но если это выставка живописи – надо быть уверенным, что не будет осадков. Естественно, что выставки под открытым небом живут только один день – экспозиция меняется, потому что с таких выставок экспонаты продаются.
Это может быть частная галерея, которая выставляет работы одного художника или группы художников. Это может быть государственная галерея, в запасниках которой хранятся экспонаты, периодически выставляемые для обозрения.
Наименее трудоемкая выставка – под открытым небом. Если это выставка вольных художников (как, например, на Арбате или Монмартре), там вы не найдете ни экспликации*, ни этикеток**. Экспозиция***, естественно, складывается стихийно.
К этому надо еще добавить, что экспонаты должны быть застрахованы от всякого рода неприятностей (огонь, вода, воры), а выставочный зал должен соответствующим образом охраняться (например, от любителей раскладывать селедку на плечах Аполлона).
Непременный элемент современных выставок– каталог, в котором воспроизведены работы всех участников выставки (но это могут быть не все выставленные произведения одного автора), приводятся краткие данные об авторах, названия экспонатов.
И вот оно то, что интересует очень многих: кто за все это платит? Надо снять помещение, оформить его и разместить экспонаты, сфотографировать экспонаты и выпустить каталог, разобрать экспозицию и вернуть зал в исходное состояние. Все это, сами понимаете, стоит денег. И страховка, за нее тоже надо платить.
***********************************************************************
***********************************************************************
Может быть так, что картинная галерея, которая находится в ведении местной власти, получает задание сделать выставку с привлечением новых лиц за счет бюджета города. Может быть и несколько иначе: администрация выделяет не все деньги, часть затрат падает на плечи деятелей искусства.
В большинстве случаев при организации выставок экспонент (экспонент – участник, выступающий как автор произведения либо как его владелец) платит и за помещение, и за включение его работы в каталог. Затраты заметные, но художники идут на это, чтобы получить оценку. И не только и не столько публики – для них очень важно мнение коллег. Практически любая выставка – это вот такая возможность. И каждый стремится ее использовать. Естественно, художник отбирает для показа то, что лучше всего ему удалось, что точнее отражает его творческое кредо.
Итак, выставка закончилась, часть экспонатов продана, часть вернулась к владельцам. Средства массовой информации откликнулись публикациями, каждый экспонент получил диплом участника, каталог, в котором воспроизведена не только его работа, но и его портрет. После этого художник получает несколько другой статус (особенно, если для него это первая выставка и первый каталог). Он уже не носит картины из галереи в галерею: у него в руках каталог, папочка с газетными вырезками, листочек с адресами статей в Интернете, в которых упомянуто его имя и даже есть фото его картин.
И очень может быть, что для художника именно эта выставка – новая ступень в совершенствовании, новый рывок к вершинам творчества и в конечном итоге – к тому уровню жизни, которого он хотел бы достичь.
*«Экспликация – в практике художественных выставок – краткий текст, знакомящий зрителей:
– с характером экспозиции в зале;
– с содержанием, иконографией, историей выставленных произведений;
– с биографией и творческим обликом представленного художника.»
**«Этикетаж – в практике художественных выставок – подписи, помещаемые под экспонатами или рядом с ними. Обычно этикетаж содержит:
– фамилию, имя и год рождения автора;
– название произведения и его частей;
– материал и год исполнения произведения; дополнительно могут указываться
владелец произведения, его цена и т.д.
В музеях в этикетаж вводятся также элементы экспликации.»
***«Экспозиция – в изобразительном искусстве – принципы и порядок размещения художественных произведений, выставленных для обозрения.
Экспозиция предполагает:
– научное обоснование, систематическую классификацию и последовательность представления экспонатов;
– доступность экспонатов для обозрения и изучения;
– оптимальное освещение;
– защиту и соблюдение норм консервации.»

Похожие записи:

Комментарии запрещены.

Организаторы
Компания
"Бизнес–Центр "Национальный"

Место проведения:
Киев проспект Победы, 37
ст.м. Политехнический институт,
ЦКМ НТУУ «КПИ»

Телефоны:
8 (063) 237-90-05

admin@newhost.com.ua